Автомобиль — это то место, где человек проводит значительную часть своего времени. Именно поэтому владельцы машин стараются уделять внимание не только техническим аспектам, но и комфорту и безопасности транспортных средств. В этом отношении одной из наибольших проблем, с которыми приходится им сталкиваться, является шумовой фон, возникающий в процессе езды. Он может быть монотонным и с перепадами, назойливым и малоощутимым, но в любом случае эффект от его действия может быть самым неблагоприятным для человека. Он же притупляет внимание водителя, повышает степень его утомления, что заметно снижает безопасность движения.
Уровень внутреннего и внешнего шума
Для современного города, не говоря уж о мегаполисе, значение имеет не только внутреннее пространство транспортного средства, но и внешняя среда. Все производимые звуки от их работы, сливаясь воедино, создают акустическую нагрузку на жизненное пространство миллионов людей, страдающих от внешних шумовых факторов. Существующие нормы регламентируют не только интенсивность звука и уровень шумового давления в салоне, но и общий производимый шум от эксплуатации машины.
Требования к автотранспорту в западноевропейских странах достаточно жесткие и регулярно пересматриваются в сторону снижения предельных значений. Например, по внешнему шуму на сегодняшний день они составляют не более 74 дБА. Отечественная нормативно-правовая база предусматривает шум порядка 77 дБА. Однако этот интегрированный показатель не всегда дает правильную картину шумового воздействия, поскольку, оставаясь в допустимых рамках в целом, в определенных частотных диапазонах этот показатель может «зашкаливать». На определенных режимах работы это проявляется в реве, свисте, подвываниях и т.д.
Система измерений звуковых колебаний представляет собой логарифмическую шкалу, поэтому изменение шума на несколько единиц приводит к существенному преобразованию звуковой среды внутри и снаружи транспортного средства. С этой целью в автоиндустрии широко применяются средства шумоизоляции, которые обеспечивают снижение интенсивности и давления акустических колебаний.
Изучение объекта шумозащиты
Выбор нужного направления, методов и средств борьбы с шумом требует детального изучения аспектов, которые вносят свой вклад в формирование звукового поля автомобиля. В промышленных и лабораторных условиях исследования проводят на машинах с обкатанным двигателем, измеряя показатели шума на различных режимах и нагрузках. При этом контрольные замеры берутся в точках нахождения водителя и пассажиров, а также за пределами салона. Полученные результаты служат базой для определения возможностей и путей снижения шумовых параметров.
Полученные данные могут служить отправной точкой в процессе уменьшения вредоносного воздействия от работы технических механизмов и элементов устройства транспортного средства. Однако для получения наиболее полного представления о способах борьбы с чрезмерными звуковыми явлениями необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- Наиболее нагруженные и подверженные вибрациям точки кузова и элементов конструкции, создающие наибольшую частоту и амплитуду колебаний;
- Соотношение аэродинамических и механических составляющих общего звукового пространства;
- Пути проникновения и распространения шума от его источника;
- Значение частоты колебаний деталей обшивки, панелей, дополнительного оборудования и приспособлений.
Такой анализ позволяет учесть наибольшее число аспектов, формирующих шумовую нагрузку, и принять необходимые меры для ее снижения.
Способы и методы борьбы с автошумом
В стратегии предотвращения негативного влияния акустических колебаний на человека и окружающую среду можно выделить два подхода. Это конструктивные технические решения и пассивная защита от имеющихся источников звукового загрязнения пространства. Рассмотрим каждый из них в разрезе мероприятий и способов достижения поставленных результатов.
Метод конструктивных изменений предполагает:
- балансировку узлов и подгонку деталей трансмиссии;
- установку эластичных промежуточных средств на соединения двигателя, подвески, ходовой и выхлопной системы;
- эффективную работу выхлопной системы с максимально жестким креплением глушителя вдоль днища и устройством демпфирующих поглотителей колебаний;
- соблюдение плотности и надежного крепления корпусных частей и отделочных элементов;
- качественное уплотнение дверных и оконных проемов.
Пассивный метод защиты реализуется:
- установкой защитных кожухов, препятствующих распространению шума;
- использованием материалов, обладающих свойствами шумоизоляции, отражения и поглощения звуковых волн.
Понятно, что первый метод находится в большей мере в руках автопроизводителей, а со стороны водителей требует поддержания нормального технического состояния имеющихся средств борьбы с шумовыми воздействиями. А вот пассивная защита может быть вполне обеспечена изделиями, предназначенными для изолирования места происхождения звуковых колебаний от внутреннего пространства автомобиля и внешней среды. Их Вы всегда можете приобрести в интернет-магазине DDaudio.