Задавшись целью оснастить свой автомобиль системой защиты от шума и вибраций, владелец «четырех колес» непременно столкнется с проблемой выбора способа и материалов для обеспечения максимальной эффективности акустического тюнинга. В торговых точках в великом множестве представлены изделия всемирно известных торговых марок и компаний «Safety&Silence», Noisbusters (Швеция), Dynamat (США), V-Blok (США), популярных в своем сегменте турецких производителей, а уж о китайских товарах и говорить не приходится. Чтобы внести некоторую ясность в этом вопросе рассмотрим основные категории продукции, применяемой для нейтрализации неприятных и вредных звуковых колебаний, которые хорошо известны любому автомобилисту.
Шумоизоляция в современных реалиях
Проводя значительное время за рулем транспортного средства или в качестве пассажира, постоянное воздействие шума раздражает, утомляет и создает негативный фон любым поездкам. Над этой проблемой бьются ведущие автопроизводители, научные центры и экологические инстанции. Однако неизбежное противоречие, возникающее со стороны технико-экономической целесообразности и необходимости снижения акустического загрязнения пространства, существенно ограничивает возможность кардинальных изменений на этом поприще. Именно поэтому возникает потребность в применении дополнительных средств защиты.
Уменьшение уровня шума внутри и за пределами автомобиля связан с устранением или изоляцией его источника в ограниченном пространстве, а также снижением вибрационных явлений и звуков от взаимодействия сопряженных деталей и частей машины. Таким образом, эффективная борьба с внешними шумовыми факторами обусловлена комплексом мероприятий, повышающих степень акустической безопасности. Исходя из марки транспортного средства, его индивидуальных «слабых мест» и режима эксплуатации, применяют три основные комплектации защитных устройств:
- для крышек капота и багажника;
- для салонной части, крыши и багажника;
- для разделительной панели между моторным отсеком и салоном, а также панели приборов и пластиковой обшивки.
В случае возникновения отдельных очагов появления неприятных звуков и дополнительных шумом рекомендуется точечные меры, направленные на конкретную инженерную задачу. В этом нет необходимости проведения масштабных и затратных работ.
Основные виды защитных материалов
Среди наиболее известных и широкоприменяемых средств защиты от негативных можно выделить девять основных. В зависимости от основного функционального назначения их можно классифицировать следующим образом:
№ п/п | Группа защитных материалов по основному назначению | Наименование материала |
1 | Шумоизолирующие | Сплэн, Битопласт |
2 | Шумопоглощающие | Изотон, Битопласт, Пролин |
3 | Вибропоглощающие | Визомат, Вибропласт |
4 | Уплотнительные (прокладочные) | Пролин, Битопласт, Сплэн, Резолин |
5 | Декоративные | Деколин, Викс |
Все эти материалы в различных сочетаниях и комбинациях успешно применяются для решения локальных и общих задач в сфере создания благоприятных условий внутри машины и ограничения шумового загрязнения окружающей среды. В той или иной степени они могут сочетать в себе различные виды действия и влияния на физические процессы, в том числе и на теплопередачу.
Отдельные аспекты устройства шумоизоляции
В нашем современном мире шумоизоляция — это не самая новая технология, а купить и установить ее можно практически в любом автосалоне или специализированных торговых точках. Некоторые виды авто уже с завода укомплектованы такой системой, однако очень часто она сделана не качественно. Поэтому автовладельцам приходится монтировать ее заново собственными силами либо обращаясь в салоны и сервисы. Главное условие эффективного применения средств защиты — это установка качественных материалов в сочетании с грамотным выбором мест и схемы обработки поверхностей автомобиля. В противном случае можно получить минимальный результат, но зато много дополнительных проблем: увеличение веса, ухудшение аэродинамики и охлаждения двигателя, повышение интенсивности коррозионных процессов.
В различных октавных полосах (диапазонах частот) способность и степень поглощения звуков может существенно отличаться. В этом вопросе большое значение имеет вид лицевого покрытия, призванный выровнять шумопоглотительные свойства материала на различных частотах. В данном отношении можно выделить в качестве примера два варианта лицевого слоя:
- для высоких частот (1800 — 3000 Гц) — лавсановая металлизированная пленка;
- для низких частом (600 — 1500 Гц) — перфорированная ПВХ-пленка.
Результативность снижения уровня структурного шума практически перестаёт увеличиваться после определённого значения массы изоляционного материала. В соответствии с этим, нельзя говорить о том, что чем толще и тяжелее материал, тем лучше он снижает структурный шум. Более высокие значения КМП достигаются при использовании конструкционных материалов, которые имеют незначительный прирост массы. Кроме того «лишнее» увеличение массы приводит к увеличению резонансов в нижнечастотном диапазоне и, вследствие этого, к снижению эффективности борьбы с шумом.