Шумоизоляция «болевых точек» транспортного средства

Шумоизоляция «болевых точек» транспортного средства

Безусловно, любой автомобиль включает в себя массу источников шума. Если в автомобилях бизнес класса еще на этапе производства акустическим характеристикам машины уделяется особое внимание, то в наиболее доступных для человека моделях защиты от шума обычно очень мало. Специалисты советуют в этом случае не экономить на собственном комфорте. Правда, сегодня на отечественном рынке имеются элитные материалы вполне по доступным ценам. Обработка ими отдельных частей машины – залог хорошего самочувствия и безвредности пребывания в транспортном средстве.

Зоны формирования шумов

Борьба с повышенным уровнем шума осуществляется по двум основным направлениям — это снижение вибрационной составляющей в общей структуре звуковой нагрузки и ограничение попадания в салон шума от внешних источников. При выборе шумопоглощающих и изоляционных материалов для автомобиля следует проделать небольшую аналитическую работу. Прежде всего, выделим важные с точки зрения шумообразования секции и связанные с ними проблемы:

  • моторный отсек: работа двигателя, механическое дребезжание;
  • двери: шум ветра, механическое дребезжание и звуковая вибрация;
  • пол: дорожный шум, шум трансмиссии и распространение излишнего тепла (холода);
  • перегородка моторного отсека: излишек тепла, дорожный шум, шум двигателя;
  • багажник: дорожный шум, механическое дребезжание и звуковая вибрация;
  • задняя часть кузова: механическое дребезжание и звуковая вибрация;
  • потолок: шум ветра и излишнее тепло (холод);
  • передняя панель: механическое дребезжание пластика, скрипы.

Изучив посекционно проблемные точки в автомобиле, необходимо определиться с потребностью в отдельных мерах по борьбе с шумом либо провести комплексную обработку поверхностей, подверженных негативному воздействию. Попробуем в сжатом виде представить основные способы и средства обеспечения акустической безопасности в каждом из представленных месте.

Изоляция подкапотного пространства

В отношении устранения или существенного снижения первичного и вторичного шума от работы силового агрегата можно ограничиться точечной шумоизоляцией капота и пластины перегородки, а можно применить метод полного капсулирования. Он заключается в максимальном замыкании звуковых колебаний в зоне их возникновения и установки барьера для их распространения вовне — в салон и окружающее пространство. И в том и в другом случае не обойтись без установки средств поглощения вибраций, неизбежно возникающих при работе кривошипно-шатунного и других механизмов, сосредоточенных под крышкой капота. Для этих целей подойдут поглотители толщиной 2-2,5 мм, которые наносятся на плоские поверхности вокруг двигателя. Для крыльев лучше использовать более плотный и жесткий материал, предназначенный для криволинейных поверхностей. Крепления можно дополнительно проложить демфирующими элементами. Поверх вибропоглотителя устанавливается слой теплошумоизолятора толщиной 10-15 мм., как правило, на основе пенополиуретана.

Шумозащита дверей

Каркас двери с ее внутренней стороны обрабатывается демпфирующими и шумопоглощающими компонентами. Однако для этой части корпуса таких мер будет явно недостаточно. Имеющиеся в ее конструкции элементы стеклоподъемников и механизм открывания и фиксации также требуют соответствующих манипуляций с повышением плотности и жесткости их сочленений. Кроме того, обратить внимание придется еще и на декоративную обшивку и возможное наличие динамиков аудиосистемы. Что касается обшивки, то будет нелишним проклеить ее с внутренней стороны тонким слоем (порядка 1 мм) комбинированного материала с звукопоглощающими и уплотняющими свойствами. Динамик же должен жестко крепиться к специальному твердому подиуму и прокладываться со всех сторон виброшумопоглощающим покрытием. Все эти средства позволят минимизировать влияние внешних факторов, структурного шума и мультимедийных устройств.

Обработка поверхности пола

Опорную поверхность салона можно отнести к одному из самых загруженных участков транспортного средства в плане взаимодействия с воздушными потоками, отраженными от дорожного покрытия волнами, возбудителями шума и вибраций в трансмиссии, колесах, выхлопной системе. Поэтому напольная поверхность должна быть надежно защищена. Для этого применяют вибростойкий материал с высокой плотностью и толщиной порядка 2-3 мм. Для снижения уровня проникновения звуковых колебаний применяют современные средства на пенополиэтиленовой или пенополиуретановой основе толщиной 8-10 мм. При этом важно подбирать материал, обладающий ко всему прочему теплоизоляционными качествами.

Повышение эффективности

Главное препятствие на пути распространения акустических и механических колебаний от работы двигателя в салон приходится на пластину, отделяющую эти две части кузова. Как уже упоминалось, при капсулировании или выполнении ограничительных мероприятий она покрывается защитным слоем со стороны подкапотной части. Тем не менее и со стороны салона этот элемент подвергается тщательной обработке. Это стандартная «парочка» вибропоглотителя и 10 мм шумоизоляции.

Звукоизоляция багажного отсека

Для устранения негативных виброакустических явлений в основном багажное отделение подвергают защите в двух плоскостях: с внутренней стороны крышки и напольную часть под обшивкой. При формировании шумозащитного компонента крышки можно вполне ориентироваться та аналогичную деталь капота. Для опорной поверхности можно порекомендовать в качестве препятствия возникновения вибраций битумсодержащие изделия толщиной порядка 2 мм. А для устранения шумовых эффектов используют традиционную шумозащиту 10-20 мм сечения.

Устранение шумов в задней части авто

В задней части машины в зависимости от типа ее кузова может быть размещена пятая дверь либо полка. И в том и в другом случае необходимо между обшивкой и металлическим основанием дополнительно прокладывают демпфирующий и прокладочный материалы. При этом в качестве последнего лучше задействовать средство, препятствующее возникновению скрипов и так называемых «сверчков», например, маделин. При наличии динамиков сабвуфера можно прибегнуть к маленькой «хитрости». Она состоит в проделывании в задней полке отверстий, установке в них металлической сетки и обтягивании лицевой части обивочным материалом. В этом случае звуковая энергия не будет полностью обрушиваться на элементы заднего отсека, вызывая их колебание и всевозможные посторонние помехи, а свободно проходить в салон без существенных препятствий и искажений. Владельцам пятидверных авто не стоит забывать и о регулировке замков и разболтавшихся петель, а также вовремя менять уплотнительную резину.

Повышение изоляционных свойств крыши

Во время движения автомобиля и при работе акустической системы декоративный потолок начинает вибрировать, тем самым увеличивая уровень внутреннего шума в салоне. Однако, если между крышей и декоративной обивкой установить промежуточный изолятор, вибрация потолка будет сведена практически до минимума. В качестве такого компонента могут применяться вибро- или шумопоглощающие либо комбинированные изделия небольшой толщины и удельной массы. Последнее объясняется местом их расположения и вероятностью отклеивания и неплотного прилегания к базовой плоскости, что может нивелировать пользу от их присутствия.

Устранение звукового сопровождения приборной панели

Приборная панель или торпедо представляет собой литую пластиковую деталей к которой крепятся или прилегают различные другие элементы отделки передней части салона. Чтобы нейтрализовать звук от их перемещения или соприкосновения все имеющиеся детали прокладывают уплотнительными средствами, обладающими в некоторой степени и шумозащитными свойствами. Для этого обычно изготавливают полоски толщиной 4-5 мм и шириной 10-15 мм., с помощью которых создается система с ограниченным относительным смещением и погашением жесткого взаимодействия стыков и поверхностей. Нельзя забывать и о второстепенных источниках неприятных звуков, к коим можно отнести устройства терморегуляции (климат-контроль, печка, кондиционер) и кабеля электропроводки автомобиля. Первые защищаются тонким (1-2 мм) демпфером, вторые собираются в пучки, заворачиваются в уплотнительный, стойкий к внешним воздействиям, материал и закрепляются внутри панели. Нелишним в этой части внутренней отделки будет обработка средством, препятствующим появлению скрипов.

Как можно убедиться из представленного материала, добиться положительного результата, бездумно применив первый попавшийся материал, невозможно. Тем более не позволят решить проблему повышенного шума самодельные и не предназначенные для этого покрытия. Чтобы Ваш труд и вложенные средства не потратились насмарку, все же придется немного вникнуть в суть вопроса.